Горячий чай в подстаканнике — основная составляющая атмосферы путешествия на поезде. Чаеманы могут наслаждаться любимым напитком с сахаром или без, но повторить вкус чая от проводниц мало у кого получалось. Так в чём же секрет чая в поездах? Оказывается, всё дело в гидрокарбонате натрия.
Если говорить человеческим языком, сегодня речь пойдет о пищевой соде. Именно ее проводницы добавляли в чай, и вовсе не надоедливым и хамовитым пассажирам. Всем без исключения подавался крепкий чай насыщенного цвета, которого помогала добиться как раз таки сода.
Секрет чая в поездах
Во времена СССР приходилось экономить на многом, достаточно вспомнить вызванные дефицитом очереди. В лихие 90-е тоже приходилось несладко, с этим и связана фишка добавлять соду в чай. Как-никак, заварки на всех не хватало, а напитку всё же нужно было как-то придать «товарный» вид.
Щепотка соды помогала добиться насыщенного оттенка, сделать цвет чая густым, аппетитным, таким, каким он должен быть. Вот только с количеством соды можно было легко переборщить, так что идеальное сочетание находили путем проб и ошибок.
«И как они такой делают?»
Так уж вышло, что сода не только делала цвет насыщеннее, но и положительно сказывалась на вкусе. Помимо пейзажей в окне и стука колес запоминался и аромат чая.
Повторить «рецепт» никак не повторялось, сколько бы листьев не добавляли, как бы не изощрялись. И только проводники знали, в чём соль. Точнее, в чём сода.
К счастью или к сожалению, в наши дни соду уже никто не добавляет. Дела пошли вверх, по крайней мере на чайные пакетики нашлись деньги. И всё же кто-то будет тосковать по тому самому вкусу. Сказать по правде, ушла целая эпоха.
Сложно понять, когда именно стали раздавать чай в поездах. Есть основания полагать, что традиция зародилась еще в царской России.
Но стоит отметить, что в те времена напиток был скорее роскошью, а малообеспеченным доставался низкосортный чай. По крайней мере граненые стаканы в подстаканниках добрались к нам оттуда.