В последнем выпуске программы «Звезды сошлись» герои вспомнили аварию 9 мая 1967 года с участием композитора Микаэла Таривердиева и актрисы Людмилы Максаковой.
Она до сих пор будоражит умы, потому что легла в основу сюжета фильма Э. Рязанова «Вокзал для двоих» (1983). Хотя и сегодня нет точного ответа: кто же был за рулем автомобиля в тот злополучный вечер.
Курортный роман
В 60-е годы карьера выпускницы Щукинского училища только-только набирала обороты. Людмила Максакова играла на сцене театра им. Вахтангова и уже начала сниматься в кино: «Жили-были старик со старухой», «Татьянин день».
Ей еще не было 25, когда в крымском санатории «Актер» она впервые познакомилась с Таривердиевым. Композитор был старше на 9 лет и, не будем скрывать, женат на солистке филармонии Елене Андреевой. У них уже был сын Карен 1960 г.р.
Элегантный, общительный, он произвел на актрису сильное впечатление, и их первый же вечер знакомства закончился в ресторане. Однако к более близкому общению Максакова оказалась не готова и с криком покинула номер композитора.
Через год они вновь случайно встретились в Крыму и вспомнили тот инцидент со смехом. На этот раз между ними возникли романтические отношения, продлившиеся три года.
В программе «Судьба человека» дочь Л. Максаковой Мария призналась, что Таривердиев не просто был влюблен в молодую актрису, он был «болен» ею.
Их отношения продолжались до трагического момента, когда «Волга» композитора сбила 16-летнего юношу, перебегавшего Ленинградский проспект в Москве.
Что же произошло
Сегодня главного участника тех событий нет в живых. Сердечный приступ унес жизнь композитора летом 1996-го. Ему было всего 64 года.
По версии Людмилы Максаковой, авария и заключение в СИЗО сильно подорвали здоровье Таривердиева. Сегодня актриса, которой недавно исполнилось 82, продолжает настаивать на своей интерпретации произошедшего 9 мая 1967-го.
Версия Людмилы Максаковой
9 мая 1967 года пара была в гостях. Композитор, приехавший на автомобиле, позволил себе выпить. Причина была «веская» — он приревновал актрису к режиссеру Григорию Чухраю.
Правда, к концу вечера Таривердиев остыл и предложил развести гостей по домам. Когда в «Волге» влюбленные оставались одни, на Ленинградском проспекте произошла авария. 16-летний парень торопился к девушке, которая стояла на другой стороне улицы, и попал под автомобиль композитора.
Максакову поразила не столько сама авария, сколько тот факт, что Таривердиев уехал с места происшествия и вернулся лишь после того, как его настигла чужая «Волга». Ее водитель прокричал: «Ты чего, сволочь, делаешь?»
На душе у актрисы было мерзко. Юноша какое-то время был жив, но через несколько дней скончался в больнице. Людмиле Максаковой было неловко за любимого, с тех пор отношения дали трещину. По ее мнению, то, что Таривердиев получил срок всего в два года, — заслуга его адвоката.
Версия Таривердиева
Как бы то ни было, самую пронзительную музыку к фильмам («17 мгновений весны», «Ирония судьбы», «Пропавшая экспедиция») Таривердиев напишет после двух лет заключения в СИЗО.
Сотрудничая с Э. Рязановым, он поделится своей историей, которая ляжет в основу сюжета «Вокзала для двоих». Герой Басилашвили взял на себя вину жены, которая стала виновницей ДТП.
Это же утверждают Вера Колосова, третья жена композитора, с которой он прожил последние 13 лет, и Мария Максакова, дочь актрисы. В программе «Судьба человека» та утверждала, что Таривердиев спас маму, потому что сам учил ее водить автомобиль.
Он понимал, что она еще неопытный водитель, поэтому чувствовал собственную вину. Кроме того, молодая женщина так рыдала!
Подъехавшим на место аварии милиционерам Таривердиев сказал, что сам был за рулем. Хотя для него это было чревато, так как за праздничным столом он пил алкоголь.
Дороги влюбленных разошлись после того, как с последнего судебного заседания Максакова уехала вместе с друзьями. Композитору, получившему в итоге срок, который был зачтен его пребыванием в СИЗО, это показалось предательством.
Вместо заключения
Я поймала себя на мысли: мне не важно, как было на самом деле. Хочется верить в то, что ради любимой женщины мужчины готовы на все. Особенно такие талантливые, как Таривердиев.
Автор серьезной музыки (пять опер, четыре балета и т. д.), он для меня остается непревзойденным композитором лучших советских и российских фильмов. В активе Таривердиева 132 работы:
от «Юности наших отцов» до «Разыскивается опасный преступник». Его музыка живет в кадре самостоятельной жизнью, став полноценным участником картины. Эту сцену встречи Штирлица с женой могу смотреть бесконечно.
Композитор оставил нам более ста песен и романсов. Их отличительная особенность в том, что написаны они на произведения высокой лирики М. Цветаевой и Б. Ахмадулиной, А. Вознесенского и Р. Рождественского. И их тоже можно слушать бесконечно.
Поделитесь в комментариях любимыми произведениями М. Таривердиева. Не забывайте ставить лайки и подписываться на канал «А ну-ка, бабушки!», потому что здесь вам всегда рады.
А мне хочется напомнить, что у творчества нет возраста. Почитать об этом подробнее можно здесь.