Старец Ефрем Филофейский (Аризонский), в миру — Иоаннис Мораитис, при жизни был подвижником, пастырем и апостолом Америки.
Его неустанными и праведными трудами на территории США и Канады было основано около двадцати православных монастырей.
Великим аскетизмом в своё время отличалась и мать архимандрита — она нередко проводила ночи в слёзных молитвах, совершая при этом множество земных поклонов.
Именно с неё и брал пример маленький Иоаннис. Однажды ночью, во время молитв, женщину посетило видение — она увидела звезду, плывущую в воздухе от их жилища в направлении Святой Горы, а затем услышала голос: «Из всех ваших детей только Иоаннис будет жить».
Женщина испугалась, так как поначалу восприняла эти слова буквально — она не хотела терять двух других своих детей.
Однако, через какое-то время, ей открылся истинный смысл услышанного пророчества, а означало оно, что Иоаннису суждено было стать монахом.
С тех пор мать особенно внимательно относилась к духовному воспитанию мальчика, и, по мере взросления, его стремление стать монахом также росло.
Иоаннис не раз обращался к своему духовному отцу с просьбой позволить ему обосноваться на Святой горе, однако же его духовный наставник, Ефрем Волосский, планировал основать монастырь и оставить молодого человека при себе.
По прошествии нескольких лет стало понятно, что планам отца Ефрема не суждено сбыться, и Иоаннис принял решение отправиться к Святой Горе.
Однако прежде мать и духовный наставник порекомендовали молодому человеку посетить Иосифа Исихаста. Таким образом Иоаннис стал учеником монаха, живя рядом с ним в послушании и аскетизме.
Жизнь эта была наполнена трудностями и лишениями — пищу они принимали один раз в день, после захода солнца, посвящая всё оставшееся время земным постриям и ноэтической молитве.
Даже разговаривали они крайне редко — только в те минуты, когда того требовала необходимость.
В конце концов, Иоаннис был избран игуменом Святогорской обители, став Ефремом Филофейским.
Старец наладил и улучшил внутреннюю жизнь, коей жил монастырь, однако и этого ему было недостаточно: через некоторое время, благодаря его стараниям и трудам, выросло несколько групп учеников, вдохнувших жизнь и в другие афонские монастыри.
Архимандрит прожил всю свою жизнь в послушании, стремлению к Богу и праведных заботах, попутно наставляя тех, кто хотел посвятить себя служению Господу. Ознакомимся же с мудрыми советами старца подробнее.
Вот как рекомендовал вести себя батюшка в рабочее время: «…На работе сохраняйте внимательность: Вас окружает множество людей, говорящих всякое.
Слова их порой могут быть пустыми и скверными, так как живут они исключительно земными страстями, временными наслаждениями и суетностью. Если во время молитв Вы внимательны, то не последуете им.
Вы пожалеете таких людей, помолитесь о них, попросите Господа о том, чтобы Он даровал им просвещение, освободил от мирского и позволил вдохнуть чистого, вольного воздуха.
Не забывайте и вечером, перед отходом ко сну, преклонить колени и помолиться. Помните также о важности чтения Нового Завета хотя бы по одной главе в день.
Ведь, как говорил Иоанн Златоуст, из домов, где имеется Евангелие, дьявол бежит». Кроме того, старец нередко сравнивал человеческую жизнь с книгой:
«…Жизнь каждого из нас подобна книге, а каждый новый день — это одна из её страниц. Каждая книга имеет окончание, оканчивается рано или поздно и наша жизнь.
И страницы такой книги всяким полнятся — и дурным, и праведным, на них записаны и благие, и тёмные наши деяния.
А когда настанет конец, Господь откроет эту книгу, и, в зависимости от того, что в ней написано, нам предстоит держать перед Ним ответ».
Также Ефрем Филофейский настоятельно советовал избегать осуждения ближних: «…Что есть осуждение? Когда мы кого-то осуждаем, это значит, что мы считаем себя безгрешными.
Если кто-то совершил грех, не спешите судить и осуждать, но поплачьте о чужом падении, как о своём собственном.
Когда Вы анализируете поступки того или иного человека без стремления к осуждению или унижению, не из гордости, но из любви — к примеру, говорите о том, что ему было бы полезно, сострадая и молясь за него — Вы не осуждаете.
Однако, если Вы называете этого человека эгоистом и унижаете перед другими, то впадаете в грех осуждения.
Каждый человек является уязвлённым, покрытым ранами и поражённым грехом, но, несмотря на это, не перестаёт осуждать.
Например, находясь в больничной палате среди других больных, мы никого не осуждаем, не говорим своему соседу с презрением:
«Ты больной!». Ведь прекрасно понимаем, что и сами больны. И в то же время, хоть все мы больны духовно, не перестаём уязвлять и судить.
А ведь те люди, которых мы считаем грешными и ничтожными, однажды могут попасть в Царствие Небесное, а мы, судившие их, можем быть и сами осуждены, и за грехи свои сосланы в ад». А вот что батюшка говорил о грехе:
«…Грех подобен огню. Водой же, которая погашает этот огонь, является покаяние. Представьте: если Вы увидите, что дом, стоящий по соседству, горит, разве Вы не побежите его тушить?
Ведь, если Вы будете сидеть и с безразличием глядеть на пожар, огонь вскоре перекинется и на Ваше жилище.
Точно также нельзя оставаться равнодушными, когда Ваших близких затрагивает пламя греха.
Проливайте слёзы, чтобы затушить огонь, потому как безразличие или осуждение в данном случае — принятие греха и на себя».
Кроме того, старец рекомендовал соблюдать особую осторожность в словах: «…Внимательно следите за собственным языком.
Многие из нас малодуховны, и из-за этого очень часто совершаются ошибки. Не зря говорят, что лучше уж упасть и пораниться острыми камнями, чем стать жертвой острого языка.
Это абсолютно верно, ведь физические повреждения можно вылечить, но наш язык…Именно посредством языка совершаются ужасные вещи: одним словом ведь и убить возможно.
Своим осуждением и унижением мы можем толкнуть другого человека к отчаянию или вовсе на путь греховный.
И нельзя подобное никак оправдать, глядя на последствия наших злых, наполненных презрением, необдуманных слов».